Hlavní strana › Domácí › Historie
Зима 1941: Вместо снеговиков пражане лепили танки
Zima 1941: Místo sněhuláků Pražané stavěli tanky
Autor: Ivan Motýl
11.01. 07:51

Пражскую Сеноважную площадь (Senovážné náměstí) в январе 1941 года украсил танк, слепили его торгующие там, на лотках, торговцы из внезапно выпавшего снега. На Староместской площади оккупационные власти проводили сбор пожертвований в пользу промерзших от холода немецких солдат, а на Стромовке (Stromovce) пражане пробовали свои силы в модном skijöring – езде на лыжах прицепившись к лошади.
Военная зима 1941 года началась с сильных морозов. "Морозы достигали -20°C, после чего прошел снег и дороги были засыпаны, всвязи с чем было объявлено об обязательной трудовой повинности по уборке снега", пишет о событиях того времени историк Radotína. "Снег прибавлялся практически ежедневно, так, что в некоторых местах снеговой покров достигал двухметровой толщины. В течении всей зимы снег не таял", пишет другой историк Těchobuze с Высочины.
В Sedmihorkách в регионе Jičínsku в начале зимы было прекращено железнодорожное сообщение между Jičína и Železnice, из-за того, что ветром на железнодорожные пути нанесло сугробы, достигающие высоты в шесть метров. "Такого количества снега ни кто не помнит", констатировал историк Sedmihorek.
Skijöring на Стромовке (Stromovce)
Также и Прага с начала января была завалена снегом и по всему городу вырастали снежные статуи, кроме прочего и несколько "танков победителей". Свою лояльность новому режиму и Рейху так доказывали работники овощных лотков в Праге, которые слепленным из снега танком украсили Сеноважную площадь в центре Праги. Фотографию танка опубликовал журнал Pestrý týden, издающийся движением "Радости жизни протектората", что являлось чешским аналогом организации Kraft durch Freude, которая занималась свободным временем работающих.

Сильные морозы начала 1941 года, к примеру, движение "Радости жизни" использовало для провозглашения акции "Каток в каждом населенном пункте" и на замерзшей Влтаве оборудовало профессиональную хоккейную площадку. Непосредственно в Праге, как рассказывает журнал, предлагались и прекрасные трассы для лыжных прогулок, помимо прочего в Butovicích, Stromovce и в Divoké Šárce.

На Stromovce устраивалась еще и новая модная забава „skijöring", модная езда на лыжах прицепившись к лошади. " Skijöring предполагает хорошего ездока, много снега и широкое загородное пространство. И все же skijöring΄ом можно заниматься и в больших городах, рассказывает репортаж с пражской Stromovky," – как показывают пражские моментальные фото рассказывалось в репортаже "Pestrého týdne" 25 января 1941 года. Тот же номер журнала принес и драматические фотографии с мест боев, например, репортаж "о бдительной охране" немецкого противоавиационного полка и постоянных "атаках на Англию". Статью дополняли снимки разбомбленного Лондона.
Прага учится кататься на лыжах
Прага, разумеется, не воевала, пожалуй, кроме двухсот подпольщиков. Прага училась кататься на лыжах. "Радость жизни" начала на многих подходящих местах в районе Velké Prahy обучение катанию на лыжах с девизом – "Радость жизни" научит каждого кататься на лыжах бесплатно. Курсы, естественно, пользуются большим успехом.

Дети, наконец, дождались "угольных каникул", хотя они в Праге были короче, чем в деревне. В некоторых городках из-за недостатка топлива не учились целых два месяца. "Отмечаю, что год 1941 начался суровой зимой, сильными метелями и высокими сугробами. В эту зиму зайцы объели много фруктовых деревьев, так что в нашей области нанесен большой ущерб. В школе из-за недостатка топлива два месяца были внеплановые каникулы", – записал хроникер городка Koryta, находящегося неподалеку от Mnichova Hradiště.
Тулупы для вермахта
Большое количество снега беспокоило и наступающую немецкую армию, поэтому был оглашен т.н. "сбор зимней военной помощи". На Staroměstském náměstí в Праге в честь этого события вырос памятник с имперской орлицей, который должен был бы напоминать на девиз сборов, установленный самим Гитлером: "Никто не должен голодать и мерзнуть!" Сбор включал финансовую и материальную части и коснулся каждой, даже малейшей деревеньки Чехии. Это запись, которую сделал о сборе хроникер Sedmihorek в Česk΄ом ráj΄е: "Для немецкой армии был проведен сбор теплой одежды, мехов и шуб. В деревнях их было собрано мало, так как их мало в этих местах".
Фашистскую " Osu ", например, удивило большое количество снега в Албании, журнал " Pestrý týden",однако, принес с оккупации этого балканского государства оптимистический фоторепортаж. "Даже множество снега, лежащего на албанских аэродромах, не смогли ограничить деятельность итальянских летчиков" – писал журнал под снимком заснеженного итальянского самолета.
Зима до мая
Зимняя погода в 1941 году продержалась необычайно долго. "Еще 4 мая выпал снег до 6 см, 9 мая был мороз 4 ˚С, 10 мая такая метель, что и на другой день Kozákov был белым, как на рождество", - записал хроникер Sedmihorek. В Deštném на Orlick΄их горах сохранилась весьма занимательная запись местного приходского священника Josef Volfa, который вступил в свою должность в середине апреля 1941 года. "В приход я приехал 17 апреля 1941 года. Несмотря на то, что зима уже почти закончилась, повсюду было еще столько снега, что я должен был с лопатой прокладывать себе дорогу. Снег перед домом достигал высоты телеграфных столбов и столбов освещения. Зима на горах показала свою силу!"