В обсуждении одной из статей мне попалось интервью Бжезинского, данное польской прессе.
Среди материалов выложенных на Интернете, это интервью есть только в усеченном варианте, на страницах Gazeta Wyborcza, под названием Brzeziński: Polska się łasi do USA

Ниже я привожу перевод с чешского:
- Следует ли нам слова Джозефа Байдена, который сказал, что "Польша является чемпионом среди стран и образцом для всего мира" понимать как дипломатический комплимент?
Zbigniew Brzeziński - Да, это так. Я бы не переоценивал значения этого высказывания, но совершенно очевидно, что для польского правительства крайне необходимы различные комплименты, американцам это ни чего не стоит, а потому и высказываются подобные высокопарные фразы.
- А кроме комплиментов, имеем ли мы шансы получить конкретную помощь? Что может услышать министр Радослав Сикорски, который в понедельник приехал в Вашингтон?
- Не пойму, то что слышу. Американская сторона не чувствует себя обязанной предоставлять Польше специальные условия. Отношения между Варшавой и Вашингтоном нормальные и партнерские, вместе с тем американская сторона рационально смотрит на существующую диспропорцию в потенциалах Польши и США. США исходят одновременно из того, что чем легче польское правительство воспримет этот факт, тем большего комплимента оно удостоится. Во время визита Джозефа Байдена в центральную Европу меня удивило то, что он произнес всего лишь одну серьезную речь с конкретным смыслом. В остальных случаях это были весьма спонтанные заявления, очевидно направленные успокоить ожидания другой стороны.
- Польские политики еще, например, рассчитывают на его помощь в размещении базы НАТО. Часть из комментаторов была совершенно разочарована тем, что США выделяют 100 миллионов долларов на базы в Болгарии и Румынии, хотя Варшава уже много лет добивается присутствия подразделений НАТО на польской земле.
- Я бы посоветовал польскому правительству, чтобы немного успокоились. Польша имеет не столь малый потенциал в данной части Европы. Является членом НАТО и ЕС. Одновременно имеет партнерские отношения с США. Для польского способа ведения переговоров является типичным бесконечно вставлять слова о признании. Еще с детских лет помню, как обращалось внимание на то, что американцы сказали, что Польша является совестью мира. Совершенно очевидно, что с таким мировосприятием Польша страдает по разным похвалам, и потому американцы, которым это ничего не стоит, решили высказать подобную похвалу. Нужно, наконец, чтобы Польша стала серьезным государством, и не жила в постоянной зависимости от рая и ада. Рай это когда нас в США любят и считают среди ближайших союзников и ад это когда можно взывать: снова нас предали, снова нас продали и подобное. Ведь именно такие заголовки недавно появились в польской прессе.
- Нельзя удивляться опасениям, что Америка может пожертвовать проект системы ПРО только потому, что так хочет Россия, и Обама больше заинтересован в отношениях с Москвой, чем с центрально-восточной Европой.
- Давайте сделаем теоретическое допущение, что русские в действительности способны сделать нечто крайне важное для Америки и в обмен на это высказали бы возражения против размещения новых ракет в Польше. В том случае если бы США с этим согласились было бы это предательством7 так могут считать только люди которые вместо того, чтобы думать рационально, думают эмоционально. Не думаю, что дойдет до такой ситуации, но если бы дошло, то почему бы США не смогли бы пойти на иное соглашение? Нужно понимать, что иногда ситуация в международной политике в корне меняется и ее подоплекой является рациональное взвешивание взаимных и противоречивых интересов. Понятно, что русские хотели, чтобы на территории Польши не было ни каких американских солдат, но сейчас все говорит о том, что они там будут. Зачем тогда заранее бить в набат, что это будет не так?
- Вице-президент Джозеф Байден сказал в Румынии, что США считают концепцию сфер влияния проявлением мышления XIX века и не согласны с российской гегемонией на территории бывшего СССР. Вашингтон в то же время должен принимать во внимание, что после войны в Грузии отказе от размещения системы ПРО, Москва будет считать, что Польша и другие страны центральной и восточной Европы вновь находятся в ее сфере влияния. А потому может это не только детские страхи?
- Американцы не говорят о своих опасениях. Говорят лишь о том, что не согласны с концепцией сфер влияния и будут и дальше развивать отношения с Грузией и Украиной независимо от мнения России.
- А как с Польшей? Правительство в Варшаве может рассчитывать на американские гарантии безопасности?
- Польша не имеет абсолютной американской гарантии безопасности. Польша член НАТО, и этот альянс, включая США, ей гарантирует безопасность.
- Но ведь польское правительство подписало приложения к договору с США при исполнении договора о противоракетной системе.
- Да. Но это документ который ни когда не считался чем-либо сверхъестественным. Не является официальным обязательством, таким как одобренный конгрессом североатлантический альянс, а является всего лишь серьезным подтверждением дружбы США и Польши.
- Польское правительство еще не решило проблем с газом и русские устанавливают жесткие условия, конкретно хотят от польских компаний низких тарифов на транзит своего сырья. Не станет ли Москва после окончания строительства северного газопровода использовать энергетический шантаж чаще и с большими угрозами чем сейчас?
- Это представляется достаточно правдоподобным. Мы знаем об этом риске уже несколько лет. И все же Польша и здесь ограничивает себя ожиданием, что друзья, конкретно те страны, которые видят в проекте северного газопровода конкретную выгоду для себя, будут заниматься польскими интересами. Ведь немцы уже предложили построить ответвление в Польшу, но польское правительство это отвергло.
- А должны были это предложение принять?
- А почему нет?
- Потому что думали, что им удастся заблокировать строительство северного газопровода.
- Можно было принять это предложение и одновременно пытаться заблокировать проект. Польские власти были обязаны предпринимать превентивные меры. И чем раньше, тем лучше, не уже тогда, когда газопровод будет уже практически готов.
-Что, по вашему мнению, еще может сделать польское правительство?
- Я уже упоминал о предлагаемом немцами ответвлении. Польша может одновременно развивать сотрудничество с Норвегией. Но это сложнее и дороже.
- А если окажемся не способны остановить строительство северного газопровода и русские используют энергетический шантаж по отношению к Польше, например не дадут нашей стране газ в течении всей зимы, может ли Варшава рассчитывать на помощь своих западных союзников?
- Пока на протяжении столь многих лет не предпринимал никаких конкретных шагов, и как в таких условиях можно требовать гарантии того, что придут сильные друзья и помогут? Польское правительство должно начать быть более активным в рамках ЕС, чтобы по крайней мере снизить риски обеспечить возможность использовать добрые отношения с западными союзниками, в первую очередь Германии.
- Хотите сказать, что польские государственные интересы не существуют?
- Не хочу это интерпретировать подобным стилем. Просто это недостаточный подход к решению многих проблем.