Великая депрессия - что мы знаем о ней?
Oct. 22nd, 2009 12:14 pm80 лет назад настал крах на Wall Street, кризис поглотил весь мир
Před 80 lety zkrachoval Wall Street, krize pohltila celý svět
22. října 2009 7:08
Для американцев восемьдесят лет назад начал рушиться мир. Акции, в которые вкладывали зачастую все свои средства, после лет роста "лопнули" и начали терять свою стоимость. Это был четверг – Черный четверг – день, в который началась продолжавшаяся несколько лет глобальная нужда и тот самый день, который помог распутать вторую мировую войну.
foto: из книги Milana Vodičky: День, когда закончились деньги Тридцатые года в США |
Спустя восемьдесят лет мы думаем, что 24 октября 1929 года мир начал рушиться во тьму и на другой день уже в пригородах закрывались предприятия, а на улицах стояли тихие толпы мужчин в потертых пальто в очередях за супом. Но это ошибка.
Крах на нью-йоркской бирже Крупнейший биржевой крах начался 24 октября 1929 года, когда американцы перестали верить в бесконечный рост цен акций и наоборот стали избавляться от них изо дня в день за любую цену. Продавцы толкались на главной торговой площадке Wall Street в такой давке, что торговлю приходилось останавливать несколько раз в течении дня. Покупателей, однако, было намного меньше, чем тех, кто хотел от акций избавиться, и поэтому стоимость акций падала все ниже и ниже. В течении Черного четверга таким образом "испарилось" одиннадцать с четвертью миллиарда долларов. Многие американцы моментально лишились всего имущества. Хуже всего пришлось тем, кто акции приобрел еще до краха, используя для этого кредитные деньги. Их имущества было недостаточно для выплаты кредитов, а в результате этого проблемы начались и у банков, которые им деньги заняли. Ряд из банков в последствии обанкротились, и кризис охватил все Соединенные Штаты, а впоследствии перенесся и за границу. |
Во время Черного четверга (называемого в Чехии из-за временного различия "Черной пятницей") биржа в общем-то потеряла только два процента. Пузырь лопнул только на следующей за ним неделе. Черный понедельник принес снижение на тринадцать процентов, а следующий день, о котором говорят Черный вторник, был отмечен снижением биржевых индексов на двенадцать процентов.
Мало известно, что уже в декабре акции вернулись на уровень зимы 1928 года, что являлось весьма высоким показателем. Затем постоянно росли до апреля 1930 года, набрав еще тринадцать процентов. Только после этого рынок вновь рухнул. Но тем, что вызвало величайший мировой кризис современности, являлся не крах на Wall Street, а реакция на него.
Банки "придерживали" деньги
Американские банкиры верили, что спекуляции на бирже и крах настали вследствии легкого доступа к дешевым деньгам. Поэтому их реакция была логичной: закручивали гайки и повышали процентные ставки по кредитам. Тем самым преградили доступ к кредитам, которые бы помогли вновь запустить экономику.
Многие экономисты сегодня сходятся во мнении, что американское правительство должно было снизить налоги, и люди бы имели большее количество денег для покупок. Должно было бы закачать больше денег в экономику через общественные работы и, в конце концов, через более высокие пособия для безработных. Но их предшественники опасались, что удешевление денег еще больше ослабит экономику.
Правительство и Конгресс хотели, кроме того, и сбалансированный бюджет, потому что когда приходят "тощие года", нужно затягивать пояс. Также себя ощущали и обычные американцы. А потому испарилась вера в будущее, фирмы и люди сократили расходы. Психология оказалась опасным оружием: еще в начале 1930 года было достаточное количество долларов, но ни кто не хотел занимать, чтобы залезать в долги, и тем самым они привязали к своим ногам большой камень.
После настала обратная проблема. Банки начали вести себя осторожно, потому что каждый кредит был риском. Банкиры с большим удовольствием сидели на деньгах. Денег в обороте становилось недостаточно. Никто не тратил, никто не получал прибыли. Говорят о том, что кризис возник вследствии перепроизводства. Еще одна ошибка. Он произошел из-за "недоспроса". Экономика постепенно сокращала сама себя.
Соединенные Штаты, кроме того, приняли в 1930 году закон, который существенно повышал таможенные пошлины на ввоз двадцати тысяч наименований товаров. Должен был защищать американских производителей и рабочие места, но вернулся на американские головы бумерангом. Америке же тем самым удалось экспортировать кризис за океан, потому что остальные государства тут же ввели аналогичные защитные барьеры. Мировая торговля начала хромать, и американский экспорт сократился на треть.
Прежде чем все последствия ошибочных шагов слились между собой, не происходило в промежуточном отрезке совершенно ни чего. Также как и на Титанике, на котором и после столкновения с айсбергом продолжались танцы. И здесь играла музыка: перед новым 1929 годом промаршировала на нью-йоркскую биржу воинская и разбрасывались конфеты.
Новогодние предсказания были радужными. Министерство труда ожидало "прекрасный трудоустраиваемый год" 1930. New York Times пестрел оптимистичными прогнозами, и инвесторы были вновь в эйфории: экономика, по их мнению, оттолкнулась от дна, растет и станет еще сильнее, крепче и агрессивнее, чем до кризиса. Всюду появлялись билборды с надписью "Вперед Америка, ни что не может нас остановить".
Президент Гувер предсказывал, что через шестьдесят дней страна преодолеет все последствия кризиса. Когда шестьдесят дней истекли, сказал, что все его обещания действительно исполнились. В конце мая добавил, что к осени экономика восстановится полностью.
Но это еще не было концом той комедии полной ошибок. В конце октября 1930 года, спустя год после великого краха, владелец гигантского сталелитейного производства Bethelem Steel Charles Schwab грезил, что "уже скоро начнется новая эра процветания, такая, какой американский народ еще не знал". "Сегодня мы пьем пиво а уже летом будем пить шампанское". Это происходило на конгрессе промышленников в Чикаго и оптимизм Schwaba разделили и остальные магнаты.
Чем все закончилось мы уже знаем. Все пошло под откос. Национальный доход, который в 1929 году составлял 81 миллиард долларов, спустя год снизился до 68 миллиардов, а в 1932 году составлял и вовсе только 42 миллиарда. Стоимость всего американского имущества снизилась с 365 миллиардов до 231 миллиарда. Большинство производств закрылось, потому что оказались невостребованными или не было денег для их обновления. Обанкротилось восемьдесят пять тысяч фирм, во время банковских банкротств исчезло девять миллионов счетов, чем был нанесен ущер людям оценивающийся в три с четвертью миллиарда долларов.
Autoři:
· MF DNES
· Iva Špačková iDNES.cz
Серия о кризисе 30-х годов
оглавление
22. октября - Крах на Wall Street
26. октября – Мужчины и женщины во время кризиса
29. октября - Что творилось на дорогах
2. ноября - Секс и противозачаточные средства
5. ноября - Krize v Československu