Hlavní strana › Zahraničí › Živě z fronty proti Talibanu
Афганистан: Убегают от нас полицейские, Талибан их перекупает
Afghánistán: Utíkají nám policisté, Taliban je přeplatí
Autor: Filip Snášel
30.05. 07:45 Интервью
Представитель командующего Полицейской миссии Европейского союза в Афганистане (EUPOL) Jan Schürmann не видит ближайшее будущее афганской правовой системы в розовом цвете. Работы много и будет она продолжаться еще долго, прежде чем афганцы будут способны наладить систематическую работу без помощи международного сообщества. «Будет это продолжаться на протяжении целых поколений, прежде чем они будут способны самостоятельно действовать», сказал в интервью для газеты TÝDEN.CZ Schürmann.
Какая главная задача для вас в Афганистане? Почему Европейский Союз посылает сюда полицейских?
EUPOL в настоящее время работает в 14 из 34 провинций, главным образом на севере страны. Наш мандат состоит из двух главных задач – реформа полиции и реформа юстиции. Хотим принять участие в обучении полицейских и улучшении системы их работы. Также хотели бы создать систему юридической помощи обычным людям, ведь в Афганистане 70 процентов всех обвиненных не имеют доступа к юристам (в случае уголовного права).
Полиция, очевидно, находится на не очень высоком уровне…
Да, нужно их научить всему и начинать с азов. Обучение продолжается примерно два месяца. Мы должны их за это время научить, как вести себя в различных ситуациях. Как остановить автомобиль, проконтролировать подозрительных, как вести себя во время ареста, во время беспорядков, при несчастных случаях или как вмешиваться в случаях домашнего насилия – это все необходимо проштудировать. Важными будут и приближающиеся выборы, во время них местная полиция будет играть существенную роль.
Были отмечены случаи, когда обученные новобранцы собирали всю свою амуницию и переходили на другую сторону. Почему они это делали?
К сожалению такое случается, что от нас внезапно сбегают полицейские с полной амуницией. Очевидно потому, что Талибан в определенных регионах страны платит больше. От министерства в Кабуле получают примерно от 80 до 100 долларов.
Европейский Союз афганцам вообще не доплачивает?
Нет, мы получили 64 миллиона ЕВРО только для миссии EUPOL. И сейчас сами ищем спонсоров. Просим дотации в Европейской комиссии, в посольствах и у неправительственных организаций.
Как вообще страны члены ЕС соглашаются посылать в Афганистан своих полицейских?
Сейчас в рамках миссии EUPOL сотрудничает 18 стран из ЕС, и вместе с ними Хорватия, Канада, Новая Зеландия и Норвегия. Нашей целью является присутствие в Афганистане четырехсот сотрудников полиции. Сейчас у нас 320 человек, но в странах ЕС существует сильная оппозиция нашей афганской миссии. Не каждый из полицейских начальников с радостью пошлет на год какого-нибудь из своих сотрудников в Афганистан. Это не столь привлекательное направление, как скажем Косово.
Планируете ли принять участие в обучении полицейских, которое ведется при чешской региональной группе реконструкции (PRT) в Логаре. Почему не сотрудничаете непосредственно с краевым командованием в Pole Alam?
Выгодой PRT в Логаре является то, что лагерь для обучающихся является составной частью военной базы. Безопасность, таким образом, обеспечена и мы можем больше времени уделять обучению. Другим плюсом PRT является то, что действует на краевом уровне. Без подобных подразделений EUPOL тяжело было бы поддерживать контакты с локальными командованиями. Мы хотим создать подобную сеть по всему Афганистану, чтобы иметь возможность постоянно поддерживать контакты со всеми регионами. И поэтому мы очень рады, что одну из таких возможностей нам чехи предложили.
Как обстоит ситуация в настоящее время с возможностью работы в полиции для женщин? Не относятся ли к ним их коллеги высокомерно?
Нигде мне не довелось видеть ни какой дискриминации. Женщины в полиции служат и везде пользуются уважением, но это зачастую происходит и потому, что им покровительствуют иностранцы. Полицейских-женщин к сожалению мало и к работе в реальной жизни они привлекаются очень мало. Практически везде их работа протекает в какой-нибудь канцелярии, среди бумаг. Но так это выглядит в Кабуле, а Кабул это не Афганистан. Поэтому одной из наших главных задач является усиление роли женщин в полиции.
Когда, как вы думаете, афганцы смогут начать действовать самостоятельно?
Пройдет еще очень много времени. Желание улучшить положение дел очень большое, но на практике это происходит крайне медленно. Теперь нам необходимо идти вперед. Очевидно понадобятся целые поколения, прежде чем они станут способны самостоятельно управлять своей страной.
Foto: Filip Snášel