Путеводитель по кризису
Sep. 17th, 2008 12:51 pmПутеводитель по кризису: Почему терпят крах американские банки?
PRŮVODCE KRIZÍ: Proč krachují americké banky?
Autor: Jitka Vlková
16.09. 14:42 Analýza
Крах американских банков является лишь продолжением лавины, причиной которой больше года назад стали проблемные ипотечные кредиты для малообеспеченных американцев. Дальнейшие банкротства более чем вероятны. Никто не знает, насколько глубже может еще разразиться кризис и когда он закончится.
Все началось в августе прошлого года. Тогда заявили о банкротстве два фонда инвестиционного банка Bear Stearns – по вине не оплаченных ипотечных кредитов. Начались разговоры о том, что большое количество бедных американцев не способно выплачивать ипотечные кредиты, которые им перед этим банки, алчущие процентов по ипотеке, охотно предоставляли.
Настало время подводить итоги. Огромные банки один за другим сообщали, сколько миллиардов «плохих» кредитов должны списать и также какие убытки они понесут вследствии этого. Как следствие увольнялись руководители банков. Начались увольнения. Акции финансовых фирм пошли вниз.
Ипотечный кризис затронул не только тех, кто непосредственно предоставлял займы на жилье, но и множество других финансовых институтов, которые на последующем «кругообороте» ипотек зарабатывали. Банки собственно упаковывали ипотечные договоры вместе с другими активами в красивые связки и сами шли на рынок с ними за деньгами. Так ни шли в дальнейший оборот и таким образом расползались по всей финансовой системе. Эпидемия возникла в тот момент, когда банкирам стало понятно, что ценные бумаги, которые они держат в руках, не имеют ни какой собственной стоимости.
Моментально не было что давать в долг, в американской банковской системе не было денег. Замерзла выдача кредитов, экономика замедлилась, вниз пошли акции американских фирм. Чтобы система не обрушилась, начал американский центральный банк (FED) в огромной мере сам предоставлять банкам финансовые инъекции.
Эпидемия между тем переросла границы США. Об огромных списаниях сообщали банки в Европе, однако все это не могло остаться только огромными убытками. В марте закончился капитал у американского инвестиционного банка Bear Stearns. Руины осужденные на банкротство, с исключительной помощью государства (очистившего их от «плохих» кредитов) подобрал банк JP Morgan Chase.
Несколько месяцев казалось, что ситуация уже не может быть хуже что конец ипотечного и кредитного кризиса уже совсем не далеко.
Однако это было не так. В этом месяце американское правительство взяло под контроль финансовые институты Fredie Mac a Fannie Mae. Их функции выкупать от финансовых заведений ипотечные кредиты (рефинансировать) и гарантировать половину всех ипотечных кредитов в стране. Крах Fredie a Fannie обрушил бы экономику глубоко в рецессию.
На этой неделе пришел следующий удар – о крахе сообщил банк Lehman Brothers; Merril Lyn был принудительно продан банку Америки (Bank of America). Не смотря на то что Lehman просил подобную помощь, как получил Bear Stearns, государство в этот раз осталось в стороне, прецедент не получил продолжения.
Величайшие финансовые институты на Wall Street находятся в развалинах, из известнейших инвестиционных банков удерживаются на плаву только Morgan Stanley и Goldman Sachs. Крупнейшее в мире страховое общество AIG балансирует на грани банкротства. Нет ни какой ясности, что же будет дальше.
Не смотря на то, что кризис постиг, прежде всего, Соединенные Штаты, влияние он оказывает на весь мир. Рынок акций во всем мире реагирует на плохие новости из Америки снижением. Проблемы банков являются причиной недоступности капитала для фирм, которые не могут инвестировать в свое развитие и производство, экономика замедляется. Нефть оставила звездные вершины и уже продается дешевле ста долларов за баррель цены топлива потеряли то, что их толкало наверх, потребление не увеличивается. Подобная ситуация и с другими сырьевыми продуктами. На рынках господствует пессимизм и инвесторы с опасениями ожидают, что еще произойдет в последующие дни. Уже сейчас многие ситуации приравниваются к Великому экономическому кризису тридцатых годов. Следующие несколько недель укажут больше.
Foto: AP, Reuters
Крах на Wall Street установит новый порядок
GLOSA DNE: Krach na Wall Street ustavuje nový řád
Autor: Lukáš Kovanda
16.09. 12:09 Glosa
«Что ты делал, где ты был, когда падали близнецы», это типичный вопрос последних семи лет. «Что ты делал, где ты был, когда падали два банка», будем возможно спрашивать в последующие года.
Оба упоминаемые события конечно несравнимы, но, несмотря на это, могут установить новый порядок. В то время когда 11 сентября 2001 запустило войну с терроризмом, вторжение в Ирак и последующее ослабление геополитических позиций США (и конец империализма девяностых годов), 15 сентября 2008 – конец иконописных инвестиционных банков Lehman Brothers и Merrill Lynch – ведут к возникновению нового финансового прядка в мире.
Непосредственные наблюдения за «черным воскресеньем» и горячей торговлей в понедельник на биржах дает предположить, куда бы могли идти контуры нового финансового порядка.
В первую очередь, что связано, правда и с геополитикой, падения на Wall Street и дальше ослабят позиции США, на этот раз, как финансового центра мира. В первую очередь азиатские финансовые центры начнут говорить более выразительно.
Несомненно, также рухнет непреложный тезис о совершенной «эффективности рынка», его используют биржевики как полностью рациональный калькулирующий механизм, которому чувства и эмоции ни чего не говорят. Lehman Brothers однако рухнула еще и потому, что ее шеф Ричард Фулд (Richard Fuld), который был с ним связан пуповиной около 40 лет (работал в нем с 1969 года, и с 1993 как высший руководитель), твердолобо отметал неординарные оздоравливающие шаги, которые были необходимы, чтобы вынырнуть из бурлящих вод ипотечного кризиса. Приобрел вследствии этого неподъемный долг превышающий 600 миллиардов долларов. Как многолетний капитан, который оказывается эмоционально связан со своим кораблем, что не верит, что его может большая буря уничтожить. Это и есть рациональное поведение?
Фулд продолжал упорствовать. а Джо Тайн (John Thain), шеф Merrill Lynch, назначенный в конце прошлого года, не был потому так серьезно связан со своим учреждением, которым руководил. Не раздумывая, он провел неординарные оздоравливающие шаги. Инвестиционный банк смог, похоже, хотя бы вманеврировать под крыло Bank of America. Однако вся трансакция вызывает подозрения. Bank of America купила Merrill за 50 миллионов долларов, В то время как рыночная стоимость - всего-навсего 26 миллиардов долларов. Если отойти от гипотезы, что всю продажу инсценировал так или иначе Fed («Дать упасть двум инвестиционным банкам в течение одного дня – так дело не пойдет »), то остается лишь констатировать, что Kenneth Lewis, шеф Bank of America – больной мегаломан. Ничуть не обращал внимания на выгоду сделки, а только на факт, что значительно расширяет свои «владения». Впрочем на тот факт, что шефам больших корпораций первична не прибыль, а рост, обращает внимание и совет.
Новый финансовый совет явно не будет дополнять вера в эффективность рынка. Это может открыть двери заступникам государственной регуляции. Подобным образом уже сегодня говорит, например, Joseph Stiglitz, лауреат Нобелевской премии в области экономики. Государственная регуляция, разумеется, хотя это может показаться и удивительным, это то, с чем уже сегодня считаются торги. Как иначе объяснить, что биржа вчера упала так мало. Именно, так мало.
Приглядевшись к серьезности вчерашней ситуации, к тому, что вся финансовая система проросла метастазами ипотек, падения в размерах трех - четырех процентов – успех. Это можно объяснить , что торги считаются с тем, что правительства и центральные банки не оставят нездоровые торги сами по себе – как бы повелевали принципы laissez-faire ( принцип невмешательства (фр.позвольте-делать).
Со всем эти связано еще одно. В марте JPMorgan Chase поглотили Bear Stearns, теперь Bank of America в свою очередь Merrill – коммерческие банки заглатывают инвестиционные. Fedem, центральным банком регулируемые коммерческие банки получают под себя нерегулируемые банки инвестиционные, которые исчезают с карты финансовых инвестиций один за другим. Государственная регуляция получает влияние и этим путем.
Просуммировав, получаем, что новый финансовый строй будет, правдоподобно, характеризоваться победой защитников государственного вмешательства над либералами. Эта победа не может быть окончательной. Уже только из-за того, что именно государственная регуляция в конце семидесятых отстартовала путь к ипотечному провалу (главным образом, закон Community Reinvestment Act от 1977, который де факто банкам приказал занимать деньги беднейшим слоям населения, что позже привело к расцвету «subprime» ипотек). Полностью просвещенное и рациональное правительство не существует. Точно также не существуют и просвещенный и рациональные биржевые игроки. Все мы только люди.
Сегодня маятник финансовой истории движется в направлении защитников регулирования – так же как в восьмидесятых годах двигался в сторону либерализации. Мы только люди, и потому склонны видеть все только черно-белым.
Ilustrační foto: profimedia.cz